Posts

Продолжаются семинары цикла “Социальный порядок и его нарушения” в рамках Философских сред.

Сдвоенный семинар 27 октября и 3 ноября, проводимый в форме дискуссии, посвящен следующим темам:

Структуры порядка: неустранимость истории и познавательные преимущества частного случая. Религиозный порядок за пределами догмы (Э.Дюркгейм и М.Мосс, М.Вебер, П.Бурдье), наука как профессия (М.Вебер, П.Бурдье), спорт как социальное пространство (Н.Элиас, П.Бурдье, Л.Вакан).

Источники:
Бурдье П. Генезис и структура поля религии// Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. М.-СПб: ИЭС/Алетейя, 2005.
Бурдье П. Поле науки// Там же.
Бурдье П. Программа для социологии спорта// Начала. М.: Socio-Logos, 1994.
Вакан Л. Социальная логика бокса в черном Чикаго: К социологии кулачного боя// Логос, № 3, 2006.
Дюркгейм Э., Мосс М. О некоторых первобытных формах классификации// Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М.: Восточная литература, 1996.
Элиас Н. Генезис спорта как социологическая проблема// Логос, № 3, 2006.
Weber M. Science as a Vocation (или иной европейский вариант «Науки как профессии», где текст сохранен полностью).

 
Прошедшая 27 октября встреча была сосредоточена на разборе исследовательских категорий и аналитических приемов, обеспечивающих переход от объяснения механизма социальной классификации Дюркгейма с Моссом к программам исследования науки Бурдье и Блура. Кроме того, мы сделали попытку приблизить используемые модели к анализу текущего состояния социологии и философии как научных дисциплин, – с несколько неожиданными для первого приближения результатами.

 
Семинар 3 ноября будет посвящен более плотной работе с предложенными текстами и наблюдениями над спортивными, религиозными, научными практиками. Вопросы к семинару:

1. Что (какие аналитические средства) позволяет Бурдье при помощи одной исследовательской программы описывать столь разнящиеся сферы, как религия, спорт и наука? Насколько едина эта исследовательская программа применительно ко всем указанным сферам?
2. Является ли непосредственное телесное включение ученого в исследуемую область условием ее корректного описания (отталкиваясь от анализа Вакана)?
3. Насколько полно “цивилизационный” тезис Элиаса описывает генезис символических систем религии, морали, науки? Какие механизмы, помимо сублимации физического насилия, производят эти символические системы? Примеры из текстов.
4. Каким образом спорт арены и спорт тренировочного зала, будучи инструментом управления насилием, противостоит насилию войны и улицы (Элиас, Вакан)? Как объяснить, что боксерский клуб становится “островком порядка” в социально “беспокойном” квартале?

Дополнительные вопросы от участников семинара можно найти в трэде рассылки Философских сред, посвященном этой теме.

 

Share

Ответить