Posts

Пьер Бурдье. О государстве

 
Лекционный курс Пьера Бурдье “О государстве” выходит на русском языка чрезвычайно вовремя. Российский политический порядок введен в новый цикл глубоких трансформаций. А дискуссия об их характере оперирует на удивление бедным набором объяснительных средств. Насыщенная интуициями и ориентирами работа Бурдье превосходит привычные трактовки по объяснительной силе и опережающей актуальности. Знаменитый социолог развернуто характеризует государство как принцип социальной организации и историческое явление, позволяя локализовать и проблематизировать текущие изменения в большом историческом масштабе.

 
Публикация этого курса, прочитанного Бурдье в Коллеж де Франс — начало третьего этапа амбициозного проекта социологии как строгого и критического знания в российском контексте. Первый этап был инициирован переводом в начале 1990-х установочных статей Бурдье, воспринятых с бурным интересом и включенных в интеллектуальные основания обновленных социальных наук. Этот этап определялся головокружительными ожиданиями и пугающей неопределенностью девяностых. Тогда Бурдье читался как детектив о блестящем разоблачении тайн социальной власти и классовых различий, которые совсем недавно тяжеловесно и неуклюже маскировала советская пропаганда.

Второй этап связан с переводом монографий, от “Практического смысла” до “Общедоступного искусства”. Это этап академической и образовательной нормализации программы Бурдье в 2000-е, когда ее смысл и важность безусловно признали не только сторонники, но также ярые противники и скептики. За эти годы были усвоены базовые тезисы, хотя они редко становились основой эмпирических исследований.

Наконец, третий этап открывается переводом магистрального курса в Коллеж де Франс, не изданного при жизни. Это не просто обширный рабочий материал, отличающийся от всего ранее изданного и содержательно, и стилистически. Это приглашение, которое Бурдье адресует нам из символических 1990-1991. Приглашение локально проверить гипотезы и всерьез обсудить, как сделано государство. Сегодня российская политическая реальность предоставляет обширнейший материал для анализа и сопоставлений. И здесь важно не ошибиться, не сузить карикатурно рамки дискуссии до антитезы “демократия или авторитаризм”, не метаться между обыденными оценками российской жизни “отлично” или “ужасно”.

По сути, глубокое и масштабное исследование Бурдье “О государстве” – это редкий шанс перезапустить интеллектуально и социально ответственное обсуждение ключевых вопросов российской политической организации.

 
Новые для российского читателя авторы нуждаются во введении и контексте. Известные авторы нуждаются в них вдвойне. Срок в 25 лет “Бурдье по-русски” – это повод сформулировать некоторые простые вопросы и заново оценить свое использование предложенного им метода. Поэтому первая задача, которую я ставил в предисловии – уточнить место, которое за эти годы занял Бурдье в российском интеллектуальном пространстве. Что касается подробного введения в биографический и концептуальный контекст работ Бурдье во Франции, я предложил его ранее в послесловии к другому русскому изданию, “Общедоступное искусство”. Вторая и еще более важная задача предисловия к этому курсу – обсудить тезисы Бурдье о государстве без нот агиографии, как рабочий инструмент. Этому посвящена большая часть предисловия, с примерами и параллелями. Этим же целям служит обращение к курсам в Коллеж де Франс другого знаменитого исследователя, Мишеля Фуко, переживающим сегодня пик интереса в России и в мире. К слову, фукольдианской генеалогии правления посвящена другая книга, которая вышла синхронно, “Правительность” Митчелла Дина.

Вот ряд вопросов, рассмотренных в предисловии к курсу Бурдье: что стоит за определением государства как “всего лишь” фикции и принципа организации согласия; как связаны незаинтересованность, универсализм и насилие в качестве принципов государственной организации; какую роль в анализе государственной власти следует отводить налогам; является ли коррупция простым “пережитком”; ограничивается ли агентность государственного интереса бюрократией; является ли государственный интерес интересом правительства; какую роль образование и культура играют в производстве государственной власти; какова позиция Бурдье в дискуссии о классовом характере государства; каковы ограничения и пределы вводимых Бурдье сильных тезисов о государстве как структуре по интеграции социального мира; как меняется взгляд Бурдье на государство по ходу курса; выступает ли государство центром (Бурдье) или “превратностью” управления (Фуко); как трансформируется насилие с установлением монополии на его использование.

 
А вот полное оглавление книги:

Александр Бикбов. Как делается государство
Государство как исторически обоснованная фикция
Политические основы теории государства
Социальная мистерия государственного интереса
Учредительный парадокс аморального согласия

От редакторов французского издания

Лекция 18 января 1990 г.
Немыслимый предмет
Государство как нейтральное место
Марксистская традиция
Календарь и структура темпоральности
Государственные категории
Государственные акты
Рынок одноквартирных домов и государство
«Комиссия Барра» по жилью

Лекция 25 января 1990 г.
Теория и эмпирия
Государственные комиссии и инсценировки
Социальная конструкция публичных проблем
Государство как точка зрения на точки зрения
Официальный брак
Теория и эффекты теории
Два смысла слова «государство»
Превращение частного в универсальное
Obsequium
Институты как «организованный фидуциар»
Генезис государства: сложности задачи
Отступление об обучении социологическим исследованиям
Государство и социолог

Лекция 1 февраля 1990 г.
Риторика официального
Публичное и официальное
Универсальный другой и цензура
«Законодатель-художник»
Генезис публичного дискурса
Публичный дискурс и оформление
Общественное мнение

Лекция 8 февраля 1990 г.
Концентрация символических ресурсов
Социологическое прочтение Франца Кафки
Неосуществимая исследовательская программа
История и социология
«Политическая система империй» Шмуэля Нойя Эйзенштадта
Две книги Перри Андерсона
Проблема «трех дорог» у Баррингтона Мура

Лекция 15 февраля 1990 г.
Официальное и частное
Социология и история: генетический структурализм
Генетическая история государства
Игра и поле
Анахронизм и иллюзия номинального
Две стороны государства

Лекция 10 января 1991 г.
Исторический подход и генетический подход
Исследовательская стратегия
Жилищная политика
Взаимодействия и структурные связи
Эффект институционализации: очевидность
Эффект «Это так…» и закрытие возможностей
Пространство возможностей
Пример орфографии

Лекция 17 января 1991 г.
Напоминание о направлении курса
Два значения слова «государство»: государство-управление и государство-территория
Дисциплинарное разделение исторической работы как эпистемологическое препятствие
Модели генезиса государства: 1. Норберт Элиас
Модели генезиса государства: 2. Чарльз Тилли

Лекция 24 января 1991 г.
Ответ на вопрос: понятие изобретения при структурном ограничении
Модели генезиса государства: 3. Филип Корриган и Дерек Сейер
Особый случай Англии: промышленная модернизация и культурный архаизм

Лекция 31 января 1991 г.
Ответ на вопросы
Культурный архаизм и экономические трансформации
Культура и национальное единство: случай Японии
Бюрократия и культурная интеграция
Национальное объединение и культурное господство
Теоретические основы анализа государственной власти
Символическая власть: силовые отношения и отношения смысла
Государство как производитель принципов классификации
Эффект веры и когнитивные структуры
Эффект согласованности символических систем государства
Построение государства: школьное расписание
Производители доксы

Лекция 14 февраля 1991 г.
Социология, эзотерическая наука, кажущаяся экзотерической
Профессионалы и профаны
Государство структурирует социальный порядок
Докса, ортодоксия, гетеродоксия
Превращение частного в публичное: появление в Европе современного государства

Лекция 21 февраля 1991 г.
Логика генезиса и возникновения государства: символический капитал
Этапы процесса концентрации капитала
Династическое государство
Государство: власть над властями
Концентрация и экспроприация видов капитала: пример физической силы как капитала
Создание центрального экономического капитала и построение автономного экономического пространства

Лекция 7 марта 1991 г.
Ответы на вопросы: конформизм и консенсус
Процесс концентрации видов капитала: сопротивление
Унификация юридического рынка
Формирование заинтересованности в универсальном
Точка зрения государства и обобщение: информационный капитал
Концентрация культурного капитала и национальное строительство
«Знать по природе» и государственная знать

Лекция 14 марта 1991 г.
Отступление: переворот в интеллектуальном поле
Две стороны государства: господство и интеграция
Jus loci и jus sanguinis
Унификация рынка символических благ
Аналогия между религиозным и культурным полем

Лекция 3 октября 1991 г.
Модель трансформации династического государства
Понятие стратегии воспроизводства
Понятие системы стратегий воспроизводства
Династическое государство в свете стратегий воспроизводства
«Королевский дом»
Юридическая логика и практическая логика династического государства
Задачи следующей лекции

Лекция 10 октября 1991 г.
Модель дома против исторического фетишизма
Задачи исторического исследования государства
Противоречия династического государства
Трехчастная структура
Повторение логики курса
Семейное воспроизводство и государственное
Отступление об истории политической мысли
Историческая работа юристов в процессе построения государства
Дифференциация власти и структурная коррупция: экономическая модель

Лекция 7 ноября 1991 г.
Преамбула: сложности с коммуникацией в социальных науках
Пример институциализированной коррупции в Китае (1): двусмысленная власть бюрократов низшего звена
Пример институциализированной коррупции в Китае (2): «чистые»
Пример институциализированной коррупции в Китае (3): двойная игра и двойное «я»
Генезис бюрократического пространства и изобретение публичного

Лекция 14 ноября 1991 г.
Построение Республики и построение нации
Создание публичного в свете одного трактата по английскому конституционному праву
Применение королевских печатей: цепочка гарантий

Лекция 21 ноября 1991 г.
Ответ на вопрос о противопоставление публичного и частного
Превращение частного в публичное: нелинейный процесс
Генезис метаполя власти: дифференциация и разведение двух властей, династической и бюрократической
Программа исследования Французской революции
Династический принцип против юридического на примере ложа правосудия
Методологическое отступление: кухня политических теорий
Юридическая борьба как символическая борьба за власть
Три противоречия юристов

Лекция 28 ноября 1991 г.
История как ставка борьбы
Юридическое поле: исторический подход
Должности и чиновники
Государство как fictio juris
Юридический капитал как языковой капитал и как практическое мастерство
Юристы в отношении к Церкви: автономизация корпорации
Реформация, янсенизм и юридизм
Публичное: беспрецедентная реалия, которая никак не возникнет

Лекция 5 декабря 1991 г.
Программа социальной истории политических идей и государства
Юристы и универсальное
(Ложная) проблема Французской революции
Государство и нация
Государство как «гражданская религия»
Национальность и гражданство: противоположность французской модели и немецкой
Борьба интересов и борьба с участием бессознательного в политическом споре

Лекция 12 декабря 1991 г.
Построение политического пространства: парламентская игра
Отступление: телевидение как новая политическая игра
От государства на бумаге к реальному государству
Одомашнивание подвластных: диалектика дисциплины и филантропии
Теоретический аспект построения государства
Заключительные вопросы

ПРИЛОЖЕНИЯ
Резюме, опубликованные в «Ежегоднике» Коллеж де Франс
1989-1990
1990-1991
1991-1992

Место курса о государстве в творчестве Пьера Бурдье

Список основных источников

 

Share

Ответить