Posts
Comments

о реформе образования
об общественном активизме и политическом насилии
об ангажированном знании
о социологическом факультете МГУ
о национализме и расизме
 


 
Об общественном активизме и политическом насилии:

Самая удачная общественная акция// Движение, 22 января 2010

Вечером 19 января в Москве состоялось шествие против фашизма и неонацизма. Состоялось по-настоящему — как внушительное общественное событие. В тот же день прошли акции в других городах и странах. Инициатива Комитета 19 января сразу стала историей: тысячи людей вместе сказали “нет!” ультраправому насилию. На некоторые уроки этой истории стоит взглянуть внимательнее.

Покончить с воображением? Как бы не так!// Движение, 8 июня 2009

Дело Артема Лоскутова, новосибирского художника и одного из организаторов новосибирских Монстраций, со всей ясностью продемонстрировало грубый произвол и несостоятельность милицейского наступления на свободу собраний и выражения. Арест Лоскутова вызвал широкий отклик в самых разных средах, серию творческих акций солидарности и поддержки, в т.ч. международных. В результате широкой общественной кампании и гражданского давления на силовые и судебные органы, художнику была изменена мера пресечения на время следствия (с тюремного заключения на подписку о невыезде). Это дело продемонстрировало, насколько действенна широкая общественная солидарность против милицейского произвола и политического насилия.

Russia, in morte di un avvocato (intervista di Lucia Sgueglia)// Alias, 31 gennaio 2009

Интервью об исключительной по важности работе Станислава Маркелова, убитого 19 января 2009, об институционализированной справедливости (юстиции) и политическом насилии в России. См. также некролог коллектива блог-портала «Движение».

Assassinats de Stanislav Markelov et Anastasia Baburova (entretien réalisé par Arthur Clech)// Le blog de RusseRennes2, 22 janvier 2009

Долг памяти Станиславу Маркелову и Анастасии Бабуровой, убитым среди январского дня, в центре Москвы, сразу после пресс-конференции по делу полковника Буданова. Прояснение уникальной позиции Станислава Маркелова, адвоката, общественного активиста и правозащитника, убийство которого не только лишило росийское общество блестящего профессионала и человека, но поставило под вопрос саму возможность «мирной» и успешной карьеры, где высокое профессиональное мастерство и интеллектуальная мощь гармонично соединялись с общественным активизмом и этикой управления собственной жизнью. См. также некролог коллектива блог-портала «Движение».

Преступления против справедливости: кому выгодно?// Движение, 15 ноября 2008 (english)

Анализ серии преступлений «неустановленных лиц» против российских общественных и политических активистов, которые поднимают голос против несправедливости и притеснений. Указание на ответственность молчащих официальных лиц и организаций, чьи интересы затрагивает деятельность этих смелых людей.

 

О текущих образовательных реформах:

— А. Бикбов О революциях личности и реформах образования (текст на основе интервью Дениса Горбача)// Commons/Спільне. Журнал социальної критики, 27 января 2010     (lietuvių: 1 dalis, 2 dalis)

В рамках общей темы «тихих революций» объединены три сюжета:
1. Некоторые итоги исследований по социальной истории понятий советского периода, в частности постепенное исчезновение содержательных различий между социалистическим и буржуазным обществом в ключевых точках (понятиях), где это различие определялось, а также неочевидные и неконтролируемые сближения символических порядков по разные стороны «железного занавеса» в 1960-80-е гг. [Детально перипетии советской истории понятия «личность» прослеживаются в статье Тематизация «личности» как индикатор скрытой буржуазности в государстве «зрелого социализма».]
2. Элементы исследования социопрофессиональных иерархий и восприятия неравенств в современных европейских обществах (Россия, Франция) [подробную экспозицию одной из линий проекта см. в статье Социальные неравенства и справедливость: реальность воображаемого (рисунки современного общества в России и Франции)]. Кто сегодня склонен признавать существующие неравенства легитимными, а кто готов в них усомниться?
3. Актуальная «революция» справа в управлении образованием, происходящая во всем мире под реформистскими лозунгами оптимизации, эффективности, конкурентоспособности. Подвергнуты критическому анализу некоторые общеевропейские и специфические для постсоветского образовательного пространства следствия реформ. В ряду специфических — попытка реформаторов подчинить «белой» («болонской») модели коммерциализации образования текущую «серую» и «черную» коммерцию, утвердившуюся в российском образовательном пространстве с начала 1990-х. В ряду общих — пролетаризация преподавателей и инфантилизация студентов. [Важные детали и цифры, раскрывающие эти процессы, можно найти в статьях и интервью: Непослушная реформа образования, Рассекреченный план Болонской реформы, Франция повторяет ошибки России.]

Франция повторяет ошибки России (интервью Михаила Нейжмакова)// Рабкор.ру, 17 августа 2009

Реформа высшего образования во Франции — это навязанная «сверху» схема «белой» коммерциализации вузов: превращения их в центры оказания платных услуг. При всем драматизме политического отказа от общественного и универсалистского проекта образования, «белая» схема коммерциализации оставляет вузам по меньшей мере одно интеллектуальное и политическое преимущество — возможность публичного коллективного сопротивления. О масштабах этого сопротивления можно узнать из материала Демонстрация как общее дело: за образование и науку. «Та же самая» Болонская реформа в России официально призвана решить задачу, на деле, совершенно чуждую для большинства европейских образовательных систем, а именно, задачу централизованного перехвата локальной «серой» и коррупционной «черной» вузовской ренты. Иначе говоря, коммерциализация российского образования — это не реформаторский замысел, а фактическое положение дел, которое не слишком удачно пытается переиграть в свою пользу Министерство образования РФ. В свою очередь, сокращение государственных расходов на «неприбыльный сектор» образования и науки, которое было произведено в России в начале 1990-х, становится реальностью во Франции лишь с середины 2000-х. Такое «отставание» на пути неоконсервативных реформ дает Франции шанс сохранить некоторые интеллектуальные преимущества и институциональные структуры (включая действующие формы вузовского самоуправления), которые обеспечивали высокий уровень французского образования второй половины XX века. Вместе с тем, под действием сходных тенденций французские вузы все явственнее сближаются с российскими: ужесточается сугубо идеологическая привязка вузовских программ к «потребностям рынка», растет число социально незащищенных преподавателей на временных контрактах, осязаемым становится риск открытого имущественного ценза на доступ к качественному образованию, все большее число выпускников получают фантомные специальности. В этом неожиданном сближении европейской реформы с российскими «образцами» заключен парадокс, который угрожает самим основам европейского университета. Интервью развивает темы, представленные в статьях Рассекреченный план Болонской реформы и Непослушная реформа образования.

Как возникает движение? Самоуправление социальными науками. Аудиозапись выступления и дискуссии на московском Уличном университете, 14 июня 2009

Почему в российском научном обиходе отсутствует категория «peers» или «pairs» («равные»)? За этим, на первый взгляд, малозначительным фактом научного словаря раскрывается целый веер особых свойств российского социального и гуманитарного знания. Категория «равные», или «коллеги», — не просто понятие, возникающее в историческом контексте европейской науки. Это ряд практически реализованных структур и процедур, на которых основана деятельность центров знания в послевоенной Европе. Сегодня эта основа колеблется под напором единой реорганизации «сверху», производимой в патерналистском ключе неоконсервативными европейскими правительствами. Она же является источником недавних протестных движений в интеллектуальном мире Франции, Италии, Германии. Коллегиальная или патерналистская модель управления академическими центрами — это ключевая дилемма, решение которой определяет не только доминирующий тип научных карьер, но и характер производимого интеллектуального результата. В европейском контексте относительно автономное пространство социального знания, одновременно более состязательное и инерционное, чем в России, формируется как следствие относительной автономии научных карьер: органы коллегиального представительства, которые «естественно» отправляют наиболее рутинные процедуры оценки академических результатов, столь же естественно производят эффекты рефракции (в смысле П.Бурдье) внешних неинтеллектуальных воздействий и административных принуждений. В свою очередь, специфика познавательного горизонта российских социальных наук во многом определяется отнюдь не эфемерной «национальной культурой», а слабостью гораздо более приземленных коллегиальных структур и форм научного самоуправления.
В ходе выступления и дискуссии рассматриваются:
— элементы модели управления российскими академическими центрами,
— место рутинных коллегиальных структур в условиях чрезвычайной мобилизации,
— роль академических профсоюзов, которые не являются ни коллегиальными, ни даже в собственном смысле научными структурами,
— роль peer-принципа в формировании научных и учебных программ,
— эволюция альтернативных площадок знания, в случае, когда они уравновешены рутинными структурами самоуправления в стенах традиционных академических институций, и в случае отсутствия такого баланса.

Непослушная реформа образования// Полит.ру, 26 мая 2009

Дана оценка текущей образовательной политике и предложена модель альтернативной реформы. Тезисы:
1. Оценивать не намерения, а результаты реформы
2. Соотносить технические решения с их социальными следствиями
3. Предоставлять запись в вузы без переходных экзаменов
4. Добиваться смены патерналистского руководства
коллегиальным самоуправлением
5. Начать образовательную самоорганизацию с выработки автономных точек зрения (образовательный контр-саммит в Москве)

Демонстрация как общее дело: за образование и науку// Движение, 21 ноября 2008

Свидетельство о том, как французские ученые, студенты, преподаватели и небезразличные горожане объединяются, чтобы выразить свое несогласие с курсом официальных реформ. Уличная демонстрация: творческое переприсвоение города (с фотографиями).

 

Об ангажированном знании:

О Критике и Практике (беседа с Дмитрием Виленским)// Что делать? (Баста!), февраль 2008 (english, deutsch, español)

Диалог социолога и художника о российской интеллектуальной ситуации, препятствиях и возможностях для формирования автономного критического знания, а также обоснованного этим знанием социального действия.

По следам международной конференции «Тюремный вопрос: исследование как инструмент борьбы (Россия и Франция, 1970-е и 2000-е)»// ИКД, 11 декабря 2006

Зарисовки с двухдневного диалога российских активистов, исследователей и легендарных правозащитников с участником не менее легендарной французской инициативы начала 1970-х, Группы информации по тюрьмам, Даниелем Дефером (спутником Мишеля Фуко), бывшим активистом Пролетарской Левой (которая дала исходный импульс Группе) Ивом Коэном, историком Филиппом Артьером. Ряд вопросов, поднятых в ходе конференции, прозвучали как приглашение к дальнейшему диалогу и саморефлексии. Они остаются актуальными и по сей день. Существует сборник выступлений (в сокращении).

[Cм. также статьи об интеллектуальном как политическом]

 

О национализме и расизме:

Академический расизм: подводя итоги дерегуляции// ПроStory, декабрь 2010 [опубликовано в сети 13 апреля 2011]

Заметка об академическом расизме как результате научной дерегуляции. В развитие статьи Вирус расизма в российском образовании предложены новые детали объяснительной схемы. Текст опубликован в спецвыпуске украинского интеллектуального издания «ПроStory», который был подготовлен к международной конференции «Идеология различия», проводившейся в декабре 2010 года в Центре визуальной культуры Киево-Могилянской Академии.

Вирус расизма в российском образовании// Острая необходимость борьбы, 2010

Уличные расисты, нападающие на прохожих со спины, и кухонные «теоретики» расовой чистоты, взгромоздившиеся на кафедры российских университетов — это две разновидности одного и того же явления: насильственный низ и респектабельный верх. Последние часто не проповедуют открыто, блюдя требования академической респектабельности и госстандарт. Но это не отменяет риска рутинной расиализации и фашизации, которому сегодня подвергнуты вполне «традиционные» дисциплины, такие как история, социология, демография и даже менеджмент. Текст предлагает сжатое описание ситуации, анализ ее институционального механизма (сбоев в научном самоуправлении) и яркие образчики расизма и расистов ex cathedra.

Тест на расизм// Движение, 4 ноября 2008

Указание на международный характер явления национальной исключительности, краткое введение в историю национализма, эскиз обстоятельств, которые способствуют росту ультранационалистических настроений. И собственно тест: несколько вопросов, которые предлагаются всем «настоящим патриотам».

Несостоятельное благополучие большинства// Прогнозис, 2(10), 2007

Различия цвета кожи, языков и культурных привычек в амальгамной массе наемных работников современных обществ служат основой столь же поверхностных, сколь непродуктивных моделей политического мышления. В результате использования этих моделей регулирующие институты перестают работать. На деле, под поверхностью национального вопроса скрыты гораздо более глубокие вопросы социальной справедливости и распределения общественных благ, не утратившие своей актуальности с «классического» XIX века, когда формировался современный тип социальной связи и релевантные ему техники политического правления. В эскизной форме статья возвращается к этим вопросам и заново вписывает их в контекст современной ситуации, где благополучие национального большинства оказывается все более иллюзорным, не в последнюю очередь из-за попыток оградить «в его пользу» общественные блага от различных категорий «незаконных людей».

 

О событиях 2007 на социологическом факультете МГУ:

«Студенческое восстание обнажило некоторые механизмы и результаты функционирования антиинтеллектуальной империи» (ответы на вопросы о событиях на социологическом факультете МГУ)// Полит.ру, 20 ноября 2007

Подведение итогов противостояния на социологическом факультете МГУ, с участием критически настроенных студентов, реакционного руководства факультета, профессионального социологического сообщества. Ответы на вопросы:
1. Как бы вы охарактеризовали уровень образования на социологическом факультете МГУ? Насколько, на ваш взгляд, он соответствует современным научным требованиям? Какие конкурентные преимущества имеет социологический факультет МГУ на рынке социологического образования?
2. Были ли сформулированы в ходе конфликта и его обсуждения какие-то проблемы, значимые с точки зрения социологии и преподавания социальных наук? Какие? Если ничего нового сказано не было, какие из обсуждавшихся проблем современной российской социологии, на ваш взгляд, являются наиболее серьезными?
3. На ваш взгляд, почему проблема плагиата, затронутая студентами, не стала предметом профессиональных дискуссий последних лет? По вашим сведениям, насколько и в каких формах распространена практика плагиата в российских социальных науках? Какими способами эту проблему можно решать?
4. Как вы оцениваете действия студентов и коллег-социологов в ситуации конфликта? Повлияло ли развитие конфликта на ваше представление о российской социологии, о коллегах? Могли бы вы кратко сформулировать свои впечатления?
5. Как, на ваш взгляд, конфликт на социологическом факультете МГУ повлиял на ситуацию в социологии в целом, на состояние социальных наук? Как, на ваш взгляд, он отразился на преподавании социологии? На отношениях между преподавателями и студентами? На отношениях между коллегами?

Кризис Соцфака МГУ: Бесполезные выгоды внешнего наблюдения// Полит.ру, 6 апреля 2007

Характеристика позиций участников и наблюдателей конфликта на социологическом факультете МГУ. Обращение к коллегам с предложением внести свой вклад в «расчистку авгиевых конюшен» дисциплины и в формирование альтернативной программы социологического образования.

Solidarietà con gli studenti moscoviti, intervista di Francesca di Mattia, nel suo blog, 15 marzo 2007

Описание критической ситуации на социологическом факультете МГУ, объяснение смысла студенческого восстания и его требований, призыв к международной солидарности.

Соцфак МГУ: коммерческое предприятие с экстремистским комплексом (интервью Анаит Антонян)// Полит.ру, 16 марта 2007

Описание интеллектуальной деградации социологического факультета МГУ к моменту студенческого восстания: профанация факультетским руководством современного социологического образования, введение режима антиинтеллектуальной цензуры, унизительный инфантилизирующий контроль за преподавателями и студентами. Анализ связи между драматическим снижением образовательной планки, ультраконсервативной политической программой руководства и ориентацией на максимально легкую и быструю экономическую прибыль. Критика воображаемых репутационных издержек МГУ от студенческого протеста и прогноз реальных — от его подавления. Предложения по организации межинституциональной комиссии социологов для независимой оценки положения дел на факультете, которая была впоследствии реализована в рамках Общественной палаты РФ.

 

VKLiveJournalShare/Закладки

Comments are closed.