Posts

Мы начинаем работу с обновленной программой. В этом семестре Центр современной философии и социальных наук предлагает два исследовательских семинара: 1. Александр Бикбов “Эпистемология социального порядка” , 2. Игорь Чубаров “Анализ понятия насилия в контексте истории метафизики, медиатеории и современных социально-антропологических учений” .

Курсы будут вестись в ритме сдвоенных пар, оставляя большее время для выступлений, дискуссий и обсуждения исследовательских вопросов.

Первая общая встреча состоится 2 марта, в 18.00, в А-307 на Философском факультете МГУ. О месте и времени проведения следующих семинаров будет объявлено дополнительно.

Приглашаем к участию всех заинтересованных, от первокурсников до аспирантов всех учебных заведений и форм обучения. Студенты и аспиранты Философского факультета могут посещать семинары как факультативные курсы. Для остальных участников посещение, как обычно, свободное.

 
Александр Бикбов

Эпистемология социального порядка

Курс предлагает реконструкцию и разработку инструментов социальной теории и социального исследования, позволяющих описывать, анализировать и вести познавательную критику существующих структур социального мира. Задача курса — формирование у участников лабораторного подхода к социальной теории, основанного на ее понимании прежде всего как специфической и специализированной практики, развертывающейся внутри социального мира, в конкретный исторический момент. Такой подход изначально определяет статус материала и объектов реконструкции как исторически и эмпирически ограниченных. Иными словами, социальная теория понимается не в качестве теории общества «как такового», а в качестве ряда гипотез, отсылающих к частным онтологиям различных социальных «регионов» и подкрепленных исследовательскими обобщениями. Конечным референтом такого подхода, в результате, выступает современное общество, доступное эмпирическому описанию и продолжающемуся исследованию.

Темы курса:

1. Социальный порядок как порядок потребления: гипотезы о произведенных и навязанных потребностях; желание в современных структурах обмена. В.Райх, Франкфуртская школа, М.Фуко.

2. Порядок современных обществ как система занятости: коллизии профессионализации, найма, социальной защиты и рынка труда. Социальный порядок как/и социальная стратификация: исследовательские подходы, эволюция категорий. П.Бурдье, Р.Кастель, Л.Болтански.

3. Подходы к анализу современного государства: теоретический синтез и политические проблемы. Способы концептуализации российского государства.

4. Порядки интеллектуального производства в современном обществе: возможно ли незаинтересованное знание без государства? Система образования как источник современного социального порядка: сдвиги в проекте Просвещения.

5. Политическая организация современных обществ: ревизия ряда тезисов об институциональном представительстве и гражданской самоорганизации.

К участию приглашаются студенты всех курсов и аспиранты, интересующиеся вопросами устройства современного общества, рассчитывающие углубить исследовательские навыки или расширить свой познавательный горизонт. Специальная подготовка не требуется. Интерес к исследовательской практике приветствуется.

 
И.М. Чубаров, к.ф.н.

Анализ понятия насилия в контексте истории метафизики, медиатеории и современных социально-антропологических учений:
Вальтер Беньямин, Мишель Фуко, Рене Жирар, Жак Деррида, Жиль Делез, Дж. Агамбен, Карл Шмитт, Ханна Арендт и Славой Жижек

В рамках курса предполагается анализ ключевых теоретических текстов по проблематике насилия в интердисциплинарном пространстве современной медиатеории, философской антропологии, психоанализа, социальных и политических теорий. Целью курса является демонстрация невозможности объективистского научного рассмотрения феномена насилия, необходимости включения его в контекст принципиального критического рассмотрения как горизонта современной философской рефлексии, предполагающий переопределение связанных с ним проблемных областей гуманитарного знания и концептов (государства, права, власти, суверена, субъекта, коллективной чувственности, тела и др.) и самой логики философского дискурса.

Темы курса:

1. Является ли насилие концептом? Трансцендентальное рассмотрение проблемы насилия. Критика насилия как анализ условий его невозможности. Имеет ли насилие основания, позволяющие анализировать его объективно-научно? Между иррациональным и подчиненными видами сознания: насилие в мифологии, религии, науке и праве. (В.Беньямин. К критике насилия; Т.Адорно, М.Хоркхаймер. Диалектика просвещения. С.Жижек. О насилии).

2. Понятие насилия в истории метафизики (Платон, Аристотель, Гоббс, Гегель, Ницше). Генеалогия морали Фр.Ницше как итог рефлексии на проблематику насилия в истории философии. Литература: Платон. Горгий. Законы. Государство; Аристотель. Политика; Гоббс. Левиафан; Кант И. К вечному миру; Гегель Г.В.Ф. Йенская реальная философия; Феноменология духа. Самостоятельность и несамостоятельность сознания; господство и рабство; Философия права; Ницше Ф. К генеалогии морали. Воля к власти. О правде и зли во вненравственном смысле.

3. Критика насилия как концепта, социально-политической и антропологической практики в 19 и 20 вв. Насилие в контексте социалистических учений, марксизма, анархизма и теологии: «божественное насилие» или «всеобщая стачка». Литература: «Réflexions sur la violence» Жорж Сорель; «Zur Kritik der Gewalt» Вальтер Беньямин. Моральное оправдание зла и этика «левого» насилия. (Г.Лукач, Л.Альтюссер, Т.Адорно, Г.Маркузе, А.Бадью, С.Жижек, Э.Балибар, Ж.Рансьер).

4. От мифа к трагедии – от всеобщего к учредительному насилию: жертвенные кризисы и машины войны (К.Леви-Стросс, Р.Жирар и Ж.Делез-Ф.Гваттари). Роль агрессии и насилия в антропогенезе и становлении самосознания (З.Фрейд, Т.Рейк, К.Лоренц, Ж.Лакан, Ж.Делез). Романтизация зла и эстетизация насилия: концептуальные тупики консервативного мышления (К.Шмитт, Э.Юнгер, Э.Нольте).

5. Ре- и Де-конструкция насилия у М.Фуко, Ж.Деррида и Дж.Агамбена. Насилие и дисциплины на переходе дискурсивных сред и исторических формаций. «Сила закона» Жака Деррида – опыт деконструкции текста Беньямина о насилии. Либеральная версия проблематики насилия: Сравнение понимания политического у Х.Арендт и К.Шмита (“Macht und Gewalt” von Hannah Arendt).

6. Современные концепции насилия. Х.Люббе, А.Хирш, Б.Вальденфельс, Д.Вуд, Jan Philipp Reemtsma, Wolfgang Sofsky, Wilhelm Heitmeyer и др. Насилие в искусстве и литературе. Пазолини-Ханеке-Ларс фон Триер. Ф.Достоевский; Андрей Платонов.

 

О текущих инициативах и ближайших публичных мероприятиях (лекциях приглашенных исследователей, дебатах) вы можете узнать из общедоступной рассылки Философских сред.

 

Share

Ответить