Издание «Русская планета» вновь поражает несравненной скоростью и точностью освещения социологических событий. 27 сентября книжный магазин «Фаланстер» и Центр современной философии и социальных наук Философского факультета МГУ провели дискуссию по книге Александра Бикбова «Грамматика порядка». После авторского вступления, дискуссию открыли выверенные, интереснейшие реплики Николая Плотникова и Александра Морозова. За ними последовали содержательно насыщенные и интеллектуально будоражащие выступления Владимира Николаева, Григория Юдина, Александра Маркова и других участников. Все это происходило при стечении самой изысканной и заинтересованной публики, в атмосфере наэлектризованного внимания. Потратил ли корреспондент «Русской планеты» Иван Мартов хоть один лишний день после события, потерял ли хоть один заряд этого интеллектуального электричества? Никоим образом. Уже в понедельник (!) на сайте издания выходит его подробнейший, точнейший репортаж о ходе дискуссии. Огромная благодарность Ивану Мартову и «Русской планете» от участников дискуссии и всех, кто не смог участвовать в ней лично.
Три небольших фрагмента:
…
Революция, тихая, необъявленная, изменившая проект социализма заключается в следующем: в определение того, чем может быть социализм и советский человек, вводится несколько по видимости второстепенных параметров. Первый параметр — это досуг. В предыдущие периоды «советское» определялось через труд — ударный труд, отважный труд, труд во благо общество. Модель действующего в советском обществе индивида во многом была аскетической, но в конце пятидесятых и в шестидесятых годах в целый ряд контекстов — в публичные выступления, партийные программы, статистические исследования, публикации в рамках таких новых на тот момент дисциплин, как социология и психология личности, активно проникает тезис о том, что советский индивид обладает досугом, у советского индивида есть свободное время, и именно оно, а не только труд на благо советского общества и построение коммунизма, является той сферой, в которой реализуется всесторонность и гармоничность личности. Второй параметр тоже активно представлен во всем корпусе публичной речи, но снова не сопровождается отчетливым разрывом с догматикой, с истинами предшествующего периода. Речь идет о потреблении…
…
Разработанный в книге метод исторической социологии понятий можно считать новым словом в исследовании понятий, структур мышления и публичного дискурса. В чем заключается эта новизна, если сопоставить книгу Бикбова с традиционной историей понятий в духе немецкого историка Козеллека? … То, что предложил в своей работе Александр, — это попытка соединения изучения понятий в духе Козеллека и социологического анализа связи практик, академических, властных, рассмотрение понятий как медиумов или реле, с помощью которых организуется дискурс власти, общества и интеллектуалов. Мне кажется, что это критическое направление исследования важно еще и тем, что оно выполнено не на предмете английских, французских, немецких интеллектуальных сред, но впервые сделано применительно к России, к советскому периоду, и показывает нам те дискурсивные структуры, которые организуют наше мышление даже сегодня.
…
Понятийные структуры, которые формируются в позднесоветский период, являются компромиссными. Это основополагающая черта, основополагающая характеристика всей символической конструкции позднесоветского общества. В программах КПСС 1961-1986 годов, в документах съездов, резолюциях и транскриптах, в выступлениях официальных лиц, но точно также в социологических и психологических статьях, в литературных произведениях мы обнаруживаем, что в определение социалистического советского человека, всесторонне развитого, включаются некоторые смыслы, которые противоречат друг другу самым решительным образом. Но поскольку советская публичная речь в принципе ареволюционна, она не производит никаких разрывов с предшествующим периодом, из нее не вычищаются те смыслы, которые ассоциируются с прежним порядком, они остаются в виде полузасохших телец, которые соединяются странным образом с новыми, реформистскими представлениями и терминами.
Подробнее о книге «Грамматика порядка: историческая социология понятий, которые меняют нашу реальность» |