В статье «Травма неомеркантилизма и задачи новой культуры«, опубликованной в сборнике «Перед лицом катастрофы», я показываю, как военная экспансия следует за спазмом властной коммуникации, в котором обостряются тенденции последнего десятилетия.
В первую очередь, это обратная мутация неолиберальной модели «эффективного» российского капитализма в более архаичную неомеркантилистскую форму: она подчинаяет политическое воображение наваждению территорией. В ходе этой мутации служебный традиционализм, прежде вторичный в гонке за эффективностью и рентабельностью, обретает самостоятельность и диктует внешнеполитическому действию открыто захватническую рациональность.
Во-вторых (одновременно), это интоксикация бюрократических структур идеями исключительности и фантомной обиды, которыми из своих темных углов заполняют публичное пространство крайне правые дилетанты, боевики и проповедники. Сами они редко добиваются карьерного успеха в госаппарате в обмен на предлагаемый товар, но обеспечивают профессиональных управленцев идейной маскировкой неприемлемого ультракапитализма. Истощающаяся экспертная и правительственная коммуникация обнажает этот эффект, усиливая его.
Наконец, это разрастание сети «нейтральных» культурных и экспертных институтов, которые становятся местами встреч между миром госуправления и ультраправой нишевой публицистики. Оно происходит одновременно с репрессиями общественных ассоциаций и центров гражданской контрвласти. Культура деградирующего институционального компромисса снабжает националистические провоенные альянсы формальной легитимностью по мере того, как зона такого компромисса разрастается под брезгливое или испуганное молчание интеллектуального класса.
Анализ этих механизмов отвечает на вопрос: «Как стала возможной эта война», — проясняя ответственность разных участников за составляющие трагического процесса.
Ответ на вопрос: «Как не допустить повторения трагедии?» — развернут в части текста, посвященной задачам новой культуры.
Если молчание и компромиссы культурного класса в «мирные» годы позволили сформироваться смертоносным альянсам между государственными управленцами и ультраправыми нишевыми идеологами, новая культура в горизонте катастрофы может и должна разрывать с привычным порядком. Научная и творческая работа больше не может рутинно воспроизводить логику накопления сведений или техник выразительности. Культурную работу следует перезапускать, для начала вернув ей активное и активистское измерение.
В практическом плане это означает, по меньшей мере, два поворотных изменения. Во-первых, необходима коллективная работа по точному описанию, анализу и контекстуализированной критике карьерных механизмов, средств идейного влияния, профессиональных альянсов носителей консервативной повестки. Несмотря на запрос со стороны госаппарата, нишевые операторы национальных обид и исключительности по-прежнему уязвимы с интеллектуальной точки зрения, и культурный класс обладает здесь решающей властью суждения.
Во-вторых, историческая, социальная и политическая генерализация больше невозможны без внимания к реальности украинского, грузинского, казахстанского, армянского и других обществ, которые прежде мыслились в логике российской политической и, как следствие, культурной гегемонии. Колониальная снисходительность, подпитывавшая культуру ложного компромисса и молчания, должна уступить место попыткам российского культурного класса выстроить непростой диалог с культурным классом соседних обществ. Только это помогает деятельно решить вопрос о новой неколониальной культуре, которая предотвратит войны в будущем.
Полный текст сборника доступен на сайте издательства.
———
Сборник вышел в немецком издательстве LIT Verlag под редакцией Николая Плотникова. Шестнадцать авторов анализируют источники и механику войны, предлагая этически приемлемые ответы на вопрос о ее окончании. Замысел публикации далек от подведения итогов первого года войны коллективом единомышленников. Чужд ему и отстраненный тон оценки событий группой экспертов. Это многомерная и внутренне полемическая разметка пространства интеллектуальной дискуссии, которая не может сейчас открыто продолжаться на российских площадках. Между отдельными статьями очевидны тематические связи и точки соприкосновения, при этом сборник предлагает ориентиры для дискуссии, опираясь на разнообразие дисциплинарных подходов, поколенческой и географической оптики, оттенков политической чувствительности.
Оглавление
Николай Плотников. Предисловие
I.
Олег Аронсон. Стыд как общее чувство
Андрей Архангельский. Назвать зло по имени
Сергей Зенкин. Ремесло заложника
Мария Майофис, Илья Кукулин. Эмпрессия вместо идеологии
Михаил Маяцкий. Суд совести и просто суд: неискупимость вины vs. неотвратимость наказания
II.
Александр Бикбов. Травма неомеркантилизма и задачи новой культуры
Александр Дмитриев. Миражи преемства (к критике «обычной схемы» русской истории прошлого века)
Мария Меньшикова. Левые и война в Украине
Елена Петровская. Империя, или саморасширяющаяся пустота
Оксана Тимофеева. Влечение к смерти: от империи к фашизму
III.
Анатолий Ахутин. Нигилистическая война и ответственность мысли
Константин Бандуровский. Три снимка
Анна Винкельман. Свободное высказывание
Александр Доброхотов. Разговор о войне, тирании и конце истории
Первая презентация на русском языке с участием авторов начнется в Париже 1.04 в 19.00 (европейское время) и будет сопровождаться youtube-трансляцией.