Состав инициаторов и участников, логика кооперации и размежевания, тактики коллективного действия стремительно меняются на протяжении всего, казалось бы, краткого промежутка, отделяющего период больших митингов (4 декабря — 6 мая) от эпохи уличных лагерей. Менее чем за месяц сама форма лагеря превратилась в городской институт, пережив блистательный подъем на Чистых Прудах и Баррикадной, краткий спад под непрерывным силовым давлением, реконфигурацию и, уже некоторое время назад (в пределах того же долгого месяца), — географическую дисперсию, когда единый прежде центр событий закрепился в виде нескольких городских очагов, каждый со своей моделью работы: #Арбат, #ОккупайСуд, #ОккупайМУР, #ОккупайАбай.
В преддверии ожидаемо большого митинга 12 июня эволюция форм освоения города продолжается. Однако некоторые ключевые параметры этого этапа, обнаружившие себя в экспериментах с городским пространством уже во вторую неделю мая, по-прежнему сохраняют актуальность. Это касается прежде всего установления режима свободного общения как политического в собственном смысле слова (агора) и ненасильственного сопротивления в ответ на неселективное насилие ОМОНа (условный «выбор Ганди»). Два интервью по мотивам исследования НИИ митингов, данные двум разным изданиям, разделяет меньше недели — столько, сколько отделяет первый #ОккупайАбай от последних (на сегодня) #Баррикад. Полмесяца спустя эти интервью представляют собой отнюдь не дань истории, но начало новой главы, которую предстоит дополнить новыми наблюдениями и обобщениями в самом ближайшем будущем.
#ОккупайАбай:
#Баррикады:
В Москве жара. Вокруг фонтана в одном из скверов прогуливаются приятные молодые люди. Кто-то играет на гитаре, кто-то набирает текст на экране планшета, чуть поодаль принимают поздравления парень во фраке и девушка в белом платье. Единственное, что отличает происходящее от обычных майских посиделок – обилие белых ленточек. Это и есть протестное движение, которое вновь захватило столицу после столкновений с ОМОНом 6 мая, произошедших во время оппозиционного «Марша миллионов». Вначале народные «бессрочные гуляния» проходили на Чистых прудах, затем на Кудринской площади. По последним данным, протестующие находятся в поиске нового места для лагеря. Александр Бикбов, социолог и научный координатор исследовательского коллектива НИИ митингов, провел с Le Courrier de Russie вечер на «баррикадах».