По данным CGT, одного из профсоюзов-организаторов, только в Париже 5 декабря 2019 участвовали четверть миллиона человек.
От медиков, учителей и учеников — до радикальных феминисток, анархистов и желтых жилетов.
Примерно десять лет назад Франция стала членом клуба, в котором правительства методично игнорируют попытки диалога с гражданами. Поэтому каждый протест вбирает в себя еще несколько «подвешенных» протестов и тем. От трудовых и экологических до антидискриминационных и антираситстских.
Дым протестной кухни и подкопченных камер наблюдения
Спор вокруг коммерческого самоката: группка антифашистов бросила его в костер, другой демонстрант вытащил и отнес его подальше. Завязался спор. Почему самокат — в огонь? Аргумент: это инструмент наживы и слежки.
(G)rêve générale: всеобщая забастовка / мечта
В подавляющем большинстве случаев «насилие» со стороны демонстрантов, о котором рассказывают СМИ, ограничивается тщательно выбранными (коммерческими) объектами. Это в первую очередь рекламные боксы, витрины банков и крупных страховых фирм, а также представительства корпораций и больших коммерческих сетей. Факты полицейского насилия СМИ чаще замалчивают, а МВД склонно отрицать публично. Между тем, от полиции страдают не витрины, а люди. Даже официальные данные указывают, что на демонстрациях за последний год были ранены 2500 человек. Значительное число ранений объясняется резиновыми пулями, которых, по тем же официальным данным, было выпущено 13000, и разрывами гранат малого радиуса действия. Сотни демонстрантов получили серьезные травмы, 24 человека остались без глаз, 5 человек — без рук, есть случаи множественных переломов и контузий.
Привычная тактика «восстановления порядка», которую использует полиция: блокировать согласованное шествие, перекрыть выходы с улицы и профилактически заполнить ее слезоточивым газом.
На Бастилии метро тоже было закрыто — профилактика, вероятно, историческая.
Городские власти перекрывают движение и станции метро на большом расстоянии от демонстраций — в Париже это перестало быть редкостью. Как и в других обществах, гротескная «забота о безопасности» подчеркивает слабость правительств в гражданском диалоге. Такой демонтаж привычных потоков и комфорта перемещений преобразует привычное пространство города эстетически и этнографически. В движении массы людей, которые шагают в одном направлении по опустевшим улицам — без спешки, но решительно — есть свой ритм, знакомый по фильмам Вертова и фотодокументам 68 года.