Posts
Comments

25 ноября я проведу очередной семинар Философских сред.

Тема: Дальнейшая спецификация активных свойств порядка. Инициатива и контроль: внешняя опека/либеральное правление (поздние работы Мишеля Фуко).

На одном из прошедших семинаров, основой для которого послужила работа Бурдье «Описывать и предписывать», мы зафиксировали некоторые эмпирически не устранимые и активные ассиметрии социального порядка, такие как оппозиции доминирующих/доминируемых, авторитетного
определения порядка/вытесненных и лишенных слова различий, базового членства в заведенном порядке/еретического бунта.

Принятие в расчет этих ассиметрий направляет любое описание социального порядка от вариаций логически возможного (распределения свойств, безразличного к эмпирическим корреляциям и ограничениям) к исследованию исторически действительного (т.е. сложившегося так, а не иначе).

Анализ Фуко производит по отношению к этим ассиметриям своеобразный поворот координатных осей. Он также принципиально историчен, но за счет иной сборки элементов проблема отношений господства уступает место проблеме техник управления и контроля.

Источники к семинару:

Текст Фуко, резюмирующий его курс 1977/78 годов в Коллеж де Франс: М.Фуко. Правительственность (идея государственного интереса и ее генезис)// Логос, №4-5, 2003

Беседа с Фуко об одной из отправных для его анализа метафор
Паноптикума, дополняющая (и упрощающая) собственно исторический анализ: М.Фуко. Око власти// Интеллектуалы и власть. Т.1. М.: Праксис, 2002

Свидетельство одного из участников курса и закрытого семинара того периода: Д.Делёль. Интеллектуальное наследие Фуко (беседа с Франческо Паоло Адорно)// Мишель Фуко и Россия. СПб: ЕУ-Летний Сад, 2001

Беседа одного из французских учеников и сотрудников Фуко с одним из основных публикаторов Фуко по-английски и, во многом, создателем международного «эффекта Фуко»: К.Гордон, Ж.Донзло. Управление либеральными обществами. Эффект Фуко в англоязычном мире// Логос, № 2, 2008

В качестве дополнительного источника могу рекомендовать небольшой текст Фуко «Что такое просвещение», который уточняет проблематику занятия косвенно — через центральный для Фуко вопрос опеки и управления собой/другими.

Работая с указанными источниками и получая удовольствие от текста, обдумайте, пожалуйста, ответы на следующие вопросы:

1. Каковы различия между формами субъективности, производимыми технологиями либерального правления и государственной опеки? Возможно ли бесконфликтное совмещение между ними? Примеры?

2. Является ли надзор самодостаточным инструментом контроля, или для его эффективной реализации по-прежнему необходимо физическое насилие? Если верно последнее, в какой форме?

3. Какие основные (господствующие) категории определяют социальный порядок в рамках и в пользу либерального правления?

——

Полностью программа семинара до конца 2009 года

Информационная рассылка Философских сред

 

Ответить